Секретная кухня парфюмера

Все статьи

Благодаря произведению Зюскинда у нас сложилось определенное представление о мире производства ароматов. Красивая история рассказывает нам о гениальном парфюмере, который в одиночку изобретал и готовил свои шедевры. Но, увы, время одиночек давно прошло. Сегодня любое производство, в том числе и ароматов - это работа многих сотен специалистов – химиков, компьютерщиков, биологов и, собственно, парфюмеров.

Дом начинается с прихожей, а аромат...с маркетинга

Как это не прозаично, но работа по разработке аромата подобна разработке любого продукта. И начинается она с предоставления брифа или технического задания для разработчиков парфюма. Он составляется маркетолагами и содержит информацию о желаемом аромате и цене конечного продукта.

Парфюмерные дома, которые мы считаем производителями ароматов, на самом деле изобретением парфюмерных ароматов не занимаются. В основном все известные дома создают только оболочку для парфюмерной композиции, т.е. продумывают настроение нового аромата, легенду, рекламу, упаковку и занимаются продажами. Придумывают новые запахи совсем другие люди.

Но так было не всегда - еще в первой половине XX века словосочетание «парфюмерный дом» имело прямое значение – изобретение ароматов. Однако издержки на производство новых ароматов очень высоки, конкурентов на рынке много, прибыль неочевидна - и со временем многие парфюмерные дома превратились в престижные, но не слишком выгодные подразделения компаний, которые, помимо прочего, занимаются одеждой, косметикой и, пожалуй, лишь в последнюю очередь собственно парфюмерией. Для многих заказывать аромат на стороне просто выгоднее, чем держать собственного парфюмера с лабораторией. Исключение составляют не очень известные широкой публике парфюмерные компании, продукция которых слишком дорога для обычного покупателя, а также Chanel, Hermes и - с прошлого года - Guerlain.

Настоящие изобретатели ароматов – химические компании с неизвестными широкому кругу названиями. Их деятельность заключается не только в изготовлении парфюмерных ароматов, но и запахов для бытовой химии, косметики, ароматических добавок. Удивительно, но факт, заказчики готовы платить гораздо больше денег не за аромат, а за его отсутствие. Именно это направление деятельности таких компаний сейчас наиболее востребовано.

Как завоевать аромат

Так почему же содержать лабораторию по производству и исследованию - роскошь, недоступная многим именитым производителям? Это во многом связано с расходами на содержание и пополнение библиотеки ароматов. Например, за особенным ароматом приходиться снаряжать целые экспедиции, которые привозят экзотические растения. После этого аромат нужно сохранить с помощью специальной "обонятельной камеры". Далее его нужно распознать и разложить на химические составляющие. Это достаточно кропотливая, дорогостоящая и длительная процедура, которую может позволить не каждая компания.

Но работа на захвате и расшифровке запаха не заканчивается. Во многих случаях натуральному аромату необходимо найти синтетический аналог. Причины часто носят экономический характер: натуральные экстракты с каждым годом дорожают, тогда как суммы, которые заказчик готов платить за аромат, с каждым годом становятся меньше. Однако дело не только в деньгах. В естественном аромате могут присутствовать аллергены, а производство ароматической продукции довольно жестко регламентировано, так что производителям и продавцам приходится задумываться о том, как сделать духи одновременно запоминающимися и безопасными. Поэтому перед химиками нередко ставится задача создать аналог запаха, который уже существует в природе, убрав из него опасные химические соединения, но сохранив привлекательный аромат.

И вот, наконец, все ароматы попадают к парфюмеру. Его задача заключается в том, чтобы на основании брифа заказчика составить парфюмерную композицию. 

Когда работа закончена, остается добавить еще несколько штрихов. Дело в том, что разработчики ароматов практически никак не защищены от случая, когда заказчик просто откажется выкупать готовый парфюм. И судиться никто не станет, т.к. разработчики бояться, что заказчик к ним больше не придет. Поэтому производителям приходится идти на небольшие хитрости, чтобы не остаться без денег.

Так, самые удачные химические соединения или не продаются или продаются втридорога. Эти запатентованные молекулы часто применяются при создании парфюмов, потому что они, как правило, дают лучший аромат, чем незапатентованные аналоги, и в какой-то степени страхуют разработчика от ситуации, когда парфюмерный дом, выкупив небольшую партию, организует производство где-нибудь в Поднебесной.

По тем же причинам, заказчику обычно не отдается формула аромата. Кроме этого, применяется еще один хитрый ход - в конечный результат добавляются натуральные компоненты. Эта мера нужна для того, чтобы заказчик или безымянные китайские конкуренты не испытывали соблазна разобрать конечный продукт на составляющие. Как правило, натуральные ноты незначительно меняют парфюмерную композицию, однако, благодаря тому, что природные химические соединения намного сложнее синтетических ингредиентов, они заметно затрудняют нелегальную расшифровку. От пиратства это не спасает, но уменьшает количество нелегальных копий.

И вот, аромат готов, разлит в красивые бутылки и упакован с красочные коробочки. Дело остается за маркетологами. Именно они создают красивую легенду для парфюма, например, о том, что состав его хранился веками в священном храме племени майа и использовался только местными предводителями племени. Одним словом, создают историю аромата, дабы убедить покупателя в его исключительности и красоте.


Леконцева Александра, "Ларом"