Вообще использование ароматов насчитывает не сотни, а тысячи лет. Еще в Древнем Египте различные благовония использовались для обрядов и лечения.
В истории прослеживается интересная тенденция – благоухание признак высокого положения в обществе. Знатные греки, римские патриции, французские короли обильно пользовались ароматическими маслами и принимали душистые ванны. А простому народу такие прелести были не доступны.
Чем пахнет бабушкин сундук?
Ароматизация создающая настроение и манипулирующая человеческим поведением не нова. Еще в конце 1950-х гг была предпринята попытка ароматизации кинопоказа. Так, согласно сценарию фильма через систему вентиляцию подавались в зал различные запахи. Было использовано 72 аромата, начиная от дыма ночного клуба и заканчивая восточными специями. Но широкого применения идея ароматизации в то время так и не получила.
Только в начале 90-х идея привлечения и удержание клиентов с помощью ароматов стала популярной и востребованной. Это объясняется общей информационной усталостью потребителей от визуальной и аудио рекламы. Обоняние же до недавнего времени оставался единственным незадействованным информационным каналом. Согласно исследованиям американских ученых, большую часть информации об окружающем мире человек получает через обоняние. При этом 37 % респондентов отметили обоняние как самый важный источник сенсорных ощущений. Не удивительно, что сейчас тема аромамаркетинга активно развивается для достижения различных целей бизнеса.
Как известно, аромат тесно связан с нашими эмоциями, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на наше поведение. И это единственный информационный канал, от которого человек не может закрыться! Потому что воздух вокруг нас – это не что иное, как смесь различных запахов.
Примерно в это же время и появляется термин для обозначения нового направления – аромамаркетинг, обозначающий комплексное воздействие ароматов на поведение людей с целью достижения определенных целей. Сразу же оговоримся, что такое воздействие ароматов не предполагает манипулирование сознанием, ввиду незаконности таких действий. Использование аромата здесь трактуется для целей создания благоприятной атмосферы для работы, совершения покупок и поднятия настроения.
Существуют десятки исследований влияния ароматов на поведение и эмоциональное состояние человека. Известно, что запахи шалфея, лаванды, сандалового дерева обладают успокаивающим действием. Мускус – добавляет страсти и чувственности. Аромат лимона, грейпфрута, апельсина заряжают энергией, аромат шоколада выводит из депрессии. Причем в зависимости от пола и возраста восприятие одних и тех же ароматов бывает различным. Например, обонятельные рецепторы у детей на 200% более развиты, чем у взрослых. А с возрастом чувственное восприятие притупляется. Учитывая тот факт, что в 80% случаях взрослые принимаю решение о покупке под влиянием своих детей, использование обоняния необходимо взять на вооружение при построении работы со своими клиентами.
Существует и особенности восприятия ароматов по половому признаку. Так, мужчины менее восприимчивы к запахам, в то время как женщины очень к ним чувствительны. Вообще, само понятие аромат ассоциируется с женщиной!
Если психология ароматов изучается давно и существует множество исследований на эту тему, то влияние запахов на поведение, и в том числе покупательское, изучено крайне мало. Отсюда возникает множество мифов и легенд, которыми всегда обрастает все новое. Завесу таинственности и загадочности, сложившуюся вокруг методов аромамаркетинга, мы немного приподнимем.
Миф 1.
Использование специальных ароматов увеличивает объем выручки в несколько раз.Размер увеличения выручки после инвестирования в проект ароматизации является наиболее актуальным. Каждый клиент, приходя к нам в офис, желает знать, насколько поднимутся его продажи при использовании приятного аромата. И в этом нет ничего удивительного.
Всегда, прежде чем начать работу над проектом ароматизации мы задаем вопрос: «А для каких целей вы хотите использовать ароматизацию?». Ответ - увеличить продажи здесь не совсем точен. Аромат как таковой не может продавать больше, он может только способствовать более комфортному пребыванию посетителей в магазине и как следствие увеличивать количество спонтанных покупок.
Методами ароматизации можно добиться налаживания эмоциональной связи между брендом и покупателем. А, как известно, лояльный покупатель, настроенный положительно к товарам, предлагаемым компанией, склонен покупать больше и по более высоким ценам.
Так, по данным наших немецких коллег, после применения аромата в торговом зале можно ожидать увеличения продаж в среднем на 6%. И эта цифра может значительно меняться от того, насколько правильно подобран аромат и, хорошо ли он воспринимается целевой аудиторией.
Удачным примером применения ароматехнологий для увеличения продаж может служить один из магазинов сети «Комфорт Обувь», в котором отставание в продажах от средних показателей по сети составляло 16%. Здесь был использован аромат «№1» - эксклюзивная разработка компании «Ларом». Результат – сокращение отставания до 1,5%.
Но ароматы могут не только способствовать продажам, но и снижать их. Это относится, в первую очередь, к неприятным запахам. Практически все могут вспомнить запах, витающий около и внутри ресторанов McDonald`s. По опросам в Америке, более трети респондентов отмечают неприятный запах в ресторанах сети, который вызывает у них отвращение к приготовленным здесь блюдам.
В России проблема неприятных запахов в помещениях особо болезненна для больших городов. Многие здания, расположенные в центре, где располагается большое количество брендовых магазинов, представляют архитектурную ценность, и их запрещается сносить, поэтому ресторан, кафе, бутик или продуктовый супермаркет адаптируют под имеющиеся площади. Всем владельцам, открывающим магазин в подобных зданиях, знакома неприятная смесь запахов ремонта и подвала. С подобной проблемой столкнулись специалисты «Ларом» в салоне ROSBRI. В новом магазине витали разнообразные запахи ремонта. Как рассказывает руководитель департамента ароматизации «Ларом» Елена Панкратова, - «В цокольном этаже магазина присутствовал устойчивый запах плесени, который мешал долго находиться в помещении и негативно влиял на восприятие выставленной коллекции. Для решения этой проблемы мы использовали компактные арома приборы со специальным нейтрализатором, благодаря которым удалось очистить воздух и наполнить помещение свежестью».
Миф 2.
Зачем использовать профессиональные ароматы, когда можно применять бытовые освежители.Это, пожалуй, самое часто встречающееся заблуждение. Бытовые освежители: аэрозоли, гели, ароматические палочки, полоски, свечи не предназначены для использования в общественных местах. Во-первых, их действие недолговечно. Во-вторых, сами арома композиции имеют яро выраженные синтетические нотки, которые в первые минуты особо тяжелы для восприятия. К тому же набор ароматов для освежителей ограничен и у большинства людей они ассоциируются с туалетными комнатами. К чему Вашему бизнесу такие ассоциации?
В чем же преимущество профессиональных ароматических составов? Все они созданы специально для применения в бизнес-помещениях, т.е. эти вещества не оставляют следов на мебели, оборудовании, одежде, коллекции, не впитываются в текстиль и стены, абсолютно безопасны для человека и равномерно распространяются по всей площади. А самое главное – состав композиций нацелен на создание атмосферы, благоприятной для бизнеса, палитра ароматов чрезвычайно широка и позволяет выбрать наиболее подходящий аромат для любого помещения.
Для ароматизации используют специальные гелевые, жидкостные или аэрозольные картриджи, которые призваны решать различные задачи. Так, аэрозоль лучше всего использовать для промо-акций и для локальной ароматизации стеллажа, полки, товарной выкладки, т.к. радиус его действия составляет до
Гелевые арома-картриджи применяются в приборах предназначенных для ароматизации помещений площадью 50-150 кв.м. Их основная особенность – равномерное распространение по всему помещению. Это значит, что и около самого устройства и в другом конце зала аромат одинаково хорошо будет ощущаться. Кроме того, гель не течет, и частички вещества не оседают на одежде.
Ну и, наконец, арома-жидкости используются в больших приборах, призванных ароматизировать все здание или мероприятие целиком. Площадь действия таких устройств достигает 10 тыс. кв. м.
Миф 3.
Применение ароматических отдушек может вызывать аллергические реакции, и вообще они небезопасны для здоровья.Небезопасно использовать в торговом зале бытовые освежители, частицы которых могут попасть на посетителей. Профессиональные ароматы, предназначенные для использования в общественных местах, имеют гигиенические сертификаты и абсолютно безопасны для человека.
И хотя полностью исключить появление аллергических реакций на аромакомпозиции, увы, нельзя - это напрямую зависит от чувствительности человека к отдельным компонентам, входящих в состав ароматов. Однако, как отмечает врач-аллерголог, кандидат медицинских наук Максим Маркатун, - «Что касается запаха как такового – естественного или искусственного происхождения – то на него не бывает аллергии, так что здесь можно не волноваться».
Миф 4.
Стоимость услуг на ароматизацию слишком высока.Затраты на применение ароматехнологий – наилучшее соотношение вложенных денег и полученного эффекта по сравнению с традиционными видами рекламы. Расходы на создание проекта ароматизации варьируются в интервале от 100 у.е. до 1500 у.е. (при ароматизации всего здания в целом эта сумма может увеличиться до 5500 у.е.), в дальнейшем замена картриджей обойдется примерно в 70 у.е. в месяц, в зависимости от интенсивности распространения аромата.
Расходы на применение ароматов в торговом зале можно сравнить с расходами на торговое оборудование, освещение, инвентарь, оплату работы сотрудников. Согласитесь, что вы же не будете покупать для освещения своего магазина китайские настольные лампы, скорее всего вы приобретете качественные профессиональные светильники, которые максимально комфортно впишутся в концепцию Вашего бизнеса.
Так и с ароматизацией. Чистый воздух и приятный аромат – быстро окупаемые инвестиции в развитие бизнеса.
Что же все-таки должен чувствовать посетитель в торговом зале? Запах свежемолотого кофе, мяты, сладкого лимона, апельсина или средиземноморского курорта? Решать Вам. Но в любом случае это должен быть приятный располагающий к общению и совершению покупок аромат, который создает настроение и украшает интерьер.
Помните, что результаты исследований показали, что в сорока случаях из ста, у тех людей, которым дали понюхать приятный аромат, улучшилось настроение. А если Ваш магазин будет вызывать у клиентов положительные эмоции, это обязательно скажется на росте продаж!
Журнал "Управление магазином", №12, 2008