Трио для магазина: свет, звук и аромат

Все статьи

Каждый владелец, открывая новый магазин, должен стремиться так представить свой товар, чтобы клиент, совершая покупку, приобретал не только необходимую ему вещь, но и положительный заряд эмоций. Но это в идеале. На деле он старается ориентироваться и на запросы потребителей, и на реальные достижения конкурентов. Он понимает: для привлечения внимания клиентов нужно выделиться, предлагая нечто уникальное. И этим особым преимуществом может стать атмосфера магазина, созданная посредством качественного освещения, грамотного звукового фона и приятного аромата. Именно комплексному воздействию на три органа чувств покупателя – зрение, слух, обоняние – и посвящен данный материал.

Освещение: нестандартный подход

Итак, первый этап создания необычной атмосферы – это проектирование системы освещения. Как правило, площадь магазинов белья довольно невелика, но благодаря световым эффектам можно решить множество задач: визуально расширить помещение, разграничить его на зоны, расставить акценты.
Основная цель освещения – создание комфортных условий пребывания людей в помещении. Необходимый для этого уровень в 500–1000 люкс достигается с помощью встраиваемых светильников с компактными люминесцентными лампами. Однако подобного стандартного приема явно недостаточно для того, чтобы иметь отличный от других световой дизайн.

Существует несколько секретов организации эффектного светового интерьера. Во-первых, это грамотный подбор цвета свечения. В магазине, оформленном в теплых тонах, с отделкой из дерева и смотреться гармонично будут, соответственно, теплые, а не холодные оттенки света, которые придают помещению строгий вид и вызывают ощущение беспокойства. Также холодные оттенки не рекомендуются для примерочных, так как они оттеняют недостатки и дефекты кожи, что всегда портит настроение покупательниц. Оптимальным для магазинов является нейтральный белый свет с высоким коэффициентом цветопередачи 80–100%, так как он не искажает цвет товара.

Есть свои секреты и в создании акцентного освещения. Основная ошибка, которую допускают некоторые, – это одинаковый уровень освещения торгового зала и витрины. Главная задача витрины – привлекать внимание проходящих мимо людей. Само же внутреннее пространство торгового зала, как правило, не принято открывать для широкого обзора, сохраняя тем самым некую интимность. Для таких магазинов основным демонстратором является витрина. Поэтому в ее оформлении должны применяться нестандартные приемы освещения, одним из которых может стать использование точечных светодиодов различной цветности и прожекторов с яркими металлогалогенными лампами. Игра теплых и холодных цветов создаст интересный зрительный эффект.

Среди владельцев магазинов и бутиков нижнего белья бытует мнение, что лучшее цветовое решение для интерьера – белое. Действительно, этот цвет ассоциируется с чистотой и свежестью, но в то же время делает магазин безликим. Однако даже белые стены можно оживить. Игра света с цветом способна стать интересной находкой для оформления помещения. Здесь основная роль отводится боковой подсветке, когда свет идет из-за стены, пола или оборудования. В этом случае, как и при подходе к освещению витрины, возможны эксперименты с цветностью ламп, отличных от цвета основного свечения.

И, наконец, выбор самих светильников, дизайн которых определяет стиль магазина. Для общего освещения наиболее актуально использование встраиваемых светильников. Они дают ровный яркий свет и при этом не отвлекают покупателей от главного – товара. Совершенно иной подход при выборе светильников для акцентной подсветки. Здесь возможно использование как эксклюзивных светильников, так и прожекторов направленного света, соответствующих цвету магазина.

Каждому магазину – своя музыка

Теперь попробуем ответить на вопрос: что же должен слышать посетитель в магазине? Навязчивая трансляция радиопередач, неуместной радийной музыки, звучащей из размещенного в углу музыкального центра, вряд ли будет способствовать привлечению и, главное, удержанию клиента. Поэтому многие владельцы в последнее время стали оснащать свои магазины системами качественной трансляции музыки. Фоновая музыка должна содействовать формированию образа магазина, подчеркнуть стиль заведения, поддержать приятную атмосферу и индивидуальность, не отвлекая покупателя от основного – выбора товара.

При подборе мелодий рекомендуется учитывать возраст потенциальных покупателей. Это вовсе не значит, что для пожилых людей нужно ставить военные патриотические песни, – пусть это будет музыка их молодости: шлягеры, современная обработка классики. Необходимо избегать возникновения каких-либо ненужных ассоциаций, связанных с той или иной песней. Клиенты пришли за покупками и не настроены вспоминать о своих любовных страданиях или других негативных событиях жизни. По той же причине лучше не использовать избитые современные мелодии.

Ритм фоновой музыки – также немаловажный показатель эффективности ее воздействия на слушателей. Медленные, лирические мелодии влияют на сознание человека как расслабляющий фактор. Спокойная мелодия словно призывает покупателей не спешить, подолгу задерживаться у прилавков, а это способствует росту числа спонтанных покупок. Такая музыка подойдет для бутиков с небольшой проходимостью, где покупатели более взыскательны и привыкли к неторопливому выбору. Бодрая и живая музыка будет соответствовать магазинам с большим числом покупателей, например, расположенным в торговом центре. Она поспособствует более быстрому выбору, а в вечерние часы улучшит настроение посетителей, взбодрив их после трудового дня. Грамотно подобранное звуковое сопровождение вызовет положительные эмоции у покупателя, создаст настолько хорошее настроение, что ему захочется подольше задержаться в магазине.

Аромат как продавец товара

До недавнего времени рекламное воздействие на покупателей базировалось исключительно на использовании двух упомянутых выше каналов чувственного восприятия: зрения и слуха. Но этого уже недостаточно для того, чтобы быть уникальным. Ярким штрихом бизнеса способен стать удачный аромат. Запах представляет собой мощнейшее средство пробуждения воспоминаний. И именно это свойство человеческого организма можно использовать в создании эмоциональной связи потребителя с вашим магазином. 
Аромату под силу стать вашей визитной карточкой. Если покупатель, зайдя к вам после тяжелого трудового дня, почувствует эмоциональный подъем, то он никогда не забудет эти ощущения и захочет вновь и вновь испытывать их.

Но аромадизайн позволяет не только наполнить все помещение приятным ароматом, но и решить проблему неприятных запахов. С ней чаще всего сталкиваются магазины, расположенные в торговых центрах, где много посторонних запахов, в старых домах, где сами стены пропитаны сотнями ароматов, и открывающиеся в только что построенных зданиях, где витают разнообразные запахи ремонта.
Чистый воздух и приятный аромат – именно тот штрих, который создаст образ вашего магазина как заботящегося о своих клиентах.

Вежливый персонал, интересный интерьер, широкий ассортимент – вот основные слагаемые стабильного бизнеса, однако для его успешности необходимо иметь уникальное преимущество. Это, прежде всего, налаживание эмоциональных связей с потребителем. И здесь поле для творчества просто бесконечно! Используемая бизнес-ароматизация  наряду со зрительными и звуковыми эффектами, привносит эмоциональную окраску, позволит открыть новые горизонты для развития Вашего бизнеса.

Александра Леконцева
журнал "Белье и колготки", 2008